О клубе Новости Интервью 3G-устройства События Обзоры
01.03.2010

«Коминфо Консалтинг»: телекоммуникационный рынок находится в стадии бифуркации

По мнению директора по развитию аналитической компании «Коминфо Консалтинг» Евгения Соломатина, рынок телекоммуникаций как в России, так и во всем мире находится в стадии неопределенности. Тренды предыдущей эпохи сменяются совершенно новыми, а дальнейшее развитие отрасли связано с мобильным ШПД, опережающим внедрением технологий 3G/4G, инновационными сервисами и приложениями. Роль регулятора в условиях кризиса только возрастает, а фазовый переход сможет произойти только при господдержке возведения новой инфраструктуры операторами.

По словам Евгения Соломатина, отрасль телекоммуникаций в целом, чувствует себя значительно лучше других отраслей. В то время как экономика переживает циклический спад, проблемы отрасли носят структурный характер. В 2009 г. структурные изменения усилились. Хотя значительного сокращения объема спроса на услуги связи в сегменте населения не произошло, изменились мотивации пользователей, объем и структура спроса. Корпоративный сегмент находится под давлением неопределенности, бюджеты на ИТ и телекоммуникационные услуги секвестированы. Источники внешнего финансирования временно закрыты. Стратегия слияний и поглощений как источник роста бизнеса и стоимости – пока не работает. Нужны источники  внутреннего органического роста. Регуляторы защищают национальные рынки, что усложняет конкуренцию.

Отрасль телекоммуникаций находится в точке бифуркации

С одной стороны, отрасль прошла кризис почти без потерь, по сравнению с безумными проблемами, которые испытали многие другие отрасли экономики. Оказалось, что потребители почти не сократили свои расходы на услуги связи, в частности, потому, что считают общение и коммуникации потребностью первой необходимости, наряду с едой и одеждой, «сидят» на долгосрочных контрактах, на flat-rate и безлимитных тарифах. С другой стороны, значительно сократились возможности для привлечения финансирования в целях слияний и поглощений, стратегических инвестиций, что ограничивает возможности дальнейшего развития. Таким образом, рецессия, с учетом специфики требований отрасли, вытекающих из значительно сократившегося цикла жизни продуктов и услуг, необходимости значительных инвестиций в технологическое обновление сети и сервисов, постоянных структурных изменений спроса, создает набор противоположных сил, влияющих на динамику развития.

Евгений Соломатин считает, что в настоящее время в мире существует ряд противоречивых тенденций, которые в совокупности и определят облик отрасли в ближайшем будущем.

Коммодизация против инноваций

В условиях сокращения затрат потребителей усилилась коммодитизация сервисов и услуг, в целях сохранения клиентской базы путем удержания цен на приемлемом для клиентов уровне. Многие игроки увеличивают объем услуг в рамках старой цены, делают пакетные предложения для удержания клиентов. Как следствие, только игроки, имеющие возможности по масштабированию бизнеса и сокращению затрат, способны конкурировать на основе инфраструктурных преимуществ. Операторы, которые не могут себе позволить значительные инвестиции и инфраструктурные проекты, вынуждены конкурировать и выживать путем дифференциации от других игроков на основе инновационных сервисов, приложений и технологий и играть в нишах, которые требуют минимальных инвестиций. В такой ситуации крупные инфраструктурные игроки могут поглотить мелкие, но инновационные компании, перенять их компетенцию и масштабировать новые идеи и сервисы на свою абонентскую базу.

Коммодизация ведет к сокращению маржинальности. Стоимость стандартной базовой станции сократилась с $30 тыс. в 2006 г. до $10 тыс. в 2009 г. Таким образом, доходы производителей оборудования сократились за год на 30-40 %. В то же время маржинальность традиционных телекоммуникационных сервисов сокращается. В условиях, когда сетевые сервисы и услуги коммодитизируются, а их маржинальность сокращается, источником прибыли (а не дохода) становятся услуги не на уровне инфраструктуры, а на уровне приложений.
Хотя контент имеет национальную природу и не всегда может масштабироваться, развитие приложений и платформ для его доставки и управления является основой для доминирования на глобальных рынках. Производители оборудования продвигают концепции, которые позволяют формировать и продвигать услуги в кооперации с пользователем, например, в рамках бизнес-модели фемтосот. Фемтосоты выгодны и операторам, так как позволяют перенаправить часть мобильного трафика в фиксированные сети, освободив емкость своих сетей для контентных сервисов на базе IP. Перспективные технологии, такие как LTE,  находят поддержку вендоров, операторов и регуляторов, так как создают возможности для передела рынков. Социальные сети фактически оттянули на себя роли и функции операторов, придумав модель монетизации собственной абонентской базы через виртуальную платформу, на основе которой «живут» коммуникационные сервисы, генерирующие денежный поток. Например, FaceBook растет быстрее, чем MySpace, именно за счет инноваций (огромное число «drag-and-drop» приложений, созданных разработчиками на основе открытого API), а также
интеграции коммуникационных возможностей социальной сети и мобильного доступа.

Сокращение затрат против стратегических инвестиций

По мнению Евгения Соломатина, операторы вернулись к стратегии краткосрочного сокращения затрат как меры против потенциального падения доходов в условиях коммодитизации и вытекающего сокращения маржинальности, а также сложностей с привлечением средств для финансирования текущих операций. Как следствие, у большинства игроков в 2009 г. выросла EBITDA и свободный денежный поток, что уменьшает риск негативного влияния долгосрочных изменений в потребительском поведении клиентов. В то же время сохранение устойчивого рыночного положения в будущем требует инвестиций в те технологии и сервисы, которые создадут основу для спроса после выхода из кризиса и дадут возможность сохранить конкурентоспособность. Приоритеты и стартовые позиции операторов сильно отличаются, но каждый делает выбор в пользу стратегии масштабирования или нишевых рынков и услуг. Таким образом, компетенция по сокращению затрат является ключевой не только для сохранения бизнеса сейчас, но и для накопления средств, позволяющих инвестировать в свое будущее.

В «Коминфо Консалтинг» выделяют следующие модели сокращения затрат. Операторы начали передавать на аутсорсинг часть операционных функций уже несколько лет назад. Сейчас коммодитизация инфраструктурных услуг вынуждает идти дальше и применять модель совместного владения инфраструктурой, развивать модели партнерства с другими операторами, вендорами и правительственными структурами. Использовать концепции «Плати по мере роста дохода» и «Отсроченный платеж». Наблюдается отход от традиционной модели управления финансовыми показателями, основанными на EBITDA в направлении моделей управления денежным потоком, что позволяет сбалансировать операционные и капитальные затраты. Отсрочка платежей поставщикам оборудования или контента, привязка их объема и времени к фазе генерации дохода позволяет сократить прямые инвестиции и оптимизировать денежный поток. Только крупные вендоры, имеющие господдержку (ZTE и HUAWEI), могут позволить себе эту модель, что создает предпосылки для глобального передела рынка.

Пример совместного использования инфраструктуры – слияние Orange UK и T-mobile UK. Операторы France Telecom и Deutsche Telekom договорились объединить свои подразделения Orange UK и T-Mobile UK путем создания совместного предприятия с равными долями участия (сделка происходит путем слияния активов, и в силу разницы в оценке France Telecom получает 625 млн фунтов стерлингов наличными). В результате образовался оператор №1 на мобильном рынке UK с долей 37 %, обслуживающий все сегменты рынка (бизнес, население, операторы) и предлагающий конвергентные услуги. Новый оператор обладает лучшей сетью 2G и 3G по параметрам территориального покрытия, установленной емкости и мощности, а также стал лидером по мобильному ШПД с крупнейшей сетью продажи и дистрибуции. Кумулятивный эффект интеграции составил 3,5 млрд фунтов стерлингов за счет объединения и оптимизации транспортных сетей на всех уровнях, сокращения числа базовых станций и плавного перехода от 2G к 3G, унификации ИТ-инфраструктуры, операционной модели процессов и сокращения затрат на маркетинг.

Консолидация против фрагментации

Коммодитизация подталкивает операторов к дальнейшей консолидации, – крупным игрокам это позволяет усилить эффект масштаба. Игроки регионального уровня могут укрепить свои позиции путем прямой консолидации инфраструктуры. На международном уровне тенденции аналогичны, причем это касается не только операторов, но и сервис-провайдеров, системных интеграторов и производителей оборудования. Хотя возможности для внешнего привлечения инвестиций для финансирования сделок по слиянию резко упали, крупнейшие игроки сохранили эту возможность, в том числе и за счет собственных средств, что дает им преимущества в поглощении резко упавших в цене активов. С другой стороны, на консолидирующемся рынке появляется шанс для роста для мелких и средних компаний, конкурирующих за счет фокусирования на узкой рыночной нише, дифференциации от других игроков, сочетания инновационных бизнес-моделей и сервисов (например, фемтосоты).
Кроме того, идут процессы не только горизонтальной консолидации (географические и продуктовые рыночные сегменты), но и вертикальной – по цепочке стоимости (приобретение розничных сетей МТС и «Вымпелком»). А рынок оборудования становится «рынком покупателя», крупные операторы диктуют свои условия поставщикам, давят на цены. Как следствие, нишевые технологии, которые не могут быть масштабированы и не поддерживаемые крупными игроками, не будут поддерживаться и производителями, так как рынок мелких операторов для них не интересен. Такой «маргинальной» технологией вскоре может стать WiMAX. Nokia с 2009 г. прекратила выпуск устройств с поддержкой WiMAX. Как следствие, производители фундаментально меняют свою стратегию: от модели «чистого производства» и продажи инфраструктуры они переходят к модели ее предоставления как сервиса (включая аутсорсинг). IBM перешла на эту модель еще 10 лет назад и получает теперь больше 50 % дохода.

Усиления роли регулятора против дальнейшей либерализации рынка

Последней глобальной тенденцией в мире телекома, по мнению Евгения Соломатина, является противостояние  сторонников усиления роли регулятора и государственной поддержки и сторонников дальнейшей либерализации рынка. Время, когда развитие отрасли можно было стимулировать и ускорить только за счет «чисто рыночных» механизмов, проходит. Сейчас регуляторы действуют в рамках биполярного сценария: с одной стороны, надо продолжать стимулирование конкуренции, в том числе в некоторых случаях путем дальнейшей либерализации отдельных секторов рынка. С другой стороны, «чисто рыночные» механизмы не могут, особенно в условиях рецессии, обеспечить уровень инвестиций, необходимых для дальнейшего развития инфраструктуры, в частности, высокоскоростного ШПД. Таким образом, регуляторы становятся ведущей силой, стимулирующей инвестиции в инфраструктуру на национальном уровне для обеспечения будущего роста отрасли, в том числе через такие механизмы, как частно-государственное партнерство (ЧГП). Зарубежные операторы все больше становятся на позицию сотрудничества, а не конфронтации с регулятором, чтобы получить выгоды в изменившейся ситуации.

Конечная цель регулятора – обеспечить инвестиции в будущую инфраструктуру. В условиях кризиса даже крупные операторы не способны дать или привлечь средства в развитие глобальной инфраструктуры. Операторы выживают, а регулятор обязан думать о будущем. Ключевая задача зарубежных регуляторов – обеспечить внедрение высокоскоростного ШПД и 100 % покрытия. Поскольку окупаемость таких проектов должна считаться не только через EBITDA и NPV операторов, но и по эффекту стимулирования роста экономики стран в целом,  то ответственность за эффективность инвестиций и управление ими несет государство. В отрасли телекоммуникаций стимулирование через прямое государственное финансирование эффективнее других механизмов, включая налоговые льготы. В ЕС принята программа поддержи ШПД на базе крупнейших инфраструктурных игроков. Задача – заставить их играть активную роль в обмен на преференции. Проблема – как сохранить конкуренцию и не позволить национальным игрокам опять играть доминирующую роль.

Выводы

Из всего вышесказанного директор по развитию аналитической компании «Коминфо Консалтинг» Евгений Соломатин делает следующие выводы. Рецессия скоро закончится, и к этому моменту операторы должны быть готовы к переменам. Хотя еще нет полной уверенности в том, что худшее позади, для операторов настало время разработки стратегий на посткризисный период. Складывающиеся тенденции требуют от операторов и других игроков отрасли понять взаимодействие между противоположными силами и тенденциями и определить, что может им принести результирующая динамика. Всем игрокам отрасли, включенным в цепочку создания стоимости, придется переосмыслить свое место и роль в ней, определить свои устремления в будущее и сформировать набор стратегических возможностей для того, чтобы этого будущего достичь. Фокус только на сокращении затрат не позволит игрокам быть успешными в будущем. Необходимы инвестиции в ключевые перспективные технологии и сервисы, если они хотят сохранить свой бизнес после того, как рецессия закончится. Кроме того, отрасль находится в фазе революционных структурных изменений, значит, все попытки разработать новую стратегию исходя из эволюционного сценария являются рискованными и недальновидными. Ключевая проблема отрасли в целом и конкретных игроков, включая МРК, – до сих пор не окупились инвестиционные проекты, например, затраты на построение ШПД на основе медной инфраструктуры (ADSL). Очевидно, что будущее ШПД – за волоконной оптикой и беспроводным доступом (то есть операторам придется «вкладываться» еще раз). Именно в этом им должно помочь государство. Национальные операторы должны осознать свое неотъемлемое право стать победителем в складывающейся турбулентной рыночной среде, которая даст больше возможностей и вызовов в будущем. В период рецессии регуляторы становятся ведущей силой, стимулирующей инвестиции в инфраструктуру на национальном уровне для обеспечения будущего роста отрасли, в том числе через такие механизмы, как частно-государственное партнерство (ЧГП). Задача регулятора – создавать условия, механизмы и инструменты для развития отрасли, то есть его роль в кризис возрастает. При разработке правил игры особая роль должна уделяться стандартам, механизмам взаимодействия с участниками рынка и между ними.

Ключевые слова: 3G, сотовая связь, LTE, HSPA, CDMA2000, международная сотовая связь