О клубе Новости Интервью 3G-устройства События Обзоры
08.04.2011

Рынок планшетных компьютеров в России и мире

Большинство аналитиков сходятся во мнении, что в ближайшие годы спрос на планшетные компьютеры будет расти. Это связано как с удобными функциями планшетов, такими как возможность чтения электронных книг и использования устройств в качестве медиаплеера и интернет-терминала, так и со снижением цен. Рост популярности этой категории устройств будет сопровождаться снижением спроса на нетбуки, а также размыванием границ между планшетами с диагональю экрана 7’’ и смартфонами. Уже сегодня уровень развития технологий и себестоимость компонентов достигли такого уровня, когда планшетные компьютеры с развитыми мультимедийными возможностями способны уложиться в рамки розничной цены от $400 до $800.

Российский рынок планшетов

Сегодня МТС вновь расширил линейку своих брендированных планшетных компьютеров, начав продажи в собственной розничной сети нового планшетного компьютера МТС 1055 разработки ZTE. Планшет работает под управлением ОС Android 2.2 и поддерживает голосовые вызовы, работая в сетях GSM/UMTS. Единая стоимость планшета в магазинах розничной сети МТС по всей России при подключении к тарифу оператора – 12 990 рублей.

Планшет МТС 1055 представляет собой мультимедийный центр, с помощью которого удобно выходить в Интернет, смотреть фильмы, слушать музыку, снимать фото и видео, прокладывать маршруты в навигационных приложениях. Большой мультитач экран и эргономичный корпус, выполненный в форме моноблока из темного пластика, обеспечивают комфортное управление устройством. Привычная книжная ориентация экрана позволяет работать с текстовыми документами, Интернет-страницами, а встроенный акселерометр при необходимости автоматически адаптирует изображение на экране простым поворотом устройства в горизонтальное положение.

Что касается востребованности планшетов у населения России, то в пресс-службе МТС приводят следующие данные со сслыкой наотчет аналитической группы SmartMarketing. По их данным, объем российского рынка планшетных компьютеров в 2010 г. составил 152 тыс. штук. Объем продаж компактных моделей (MID, с экранами от 5" до 7") составил 44 тыс. штук (29,14 %), на долю крупноформатных устройств (TBL, с экранами от 8 до 10 и более дюйм) пришлось 108 тыс. шт. (70,86 %). При этом более 90 % роста продаж в сегменте малоформатных планшетов пришлось на IV квартал 2010 г. По мнению аналитиков SmartMarketing, почти весь 2010 год прошел под знаком доминирования Apple iPad, но в IV квартале, когда в сегмент начали в массовом порядке выходить все новые и новые вендоры, ситуация существенно изменилась. Драйвером этого процесса стала операционная система Google Android. В целом по итогам года рынка на долю Apple пришлось 69,77 %, Android занимает 25,63 %, Windows Mobile — 3,42 %, Windows 7 (ряд азиатских моделей на базе Intel Atom), гибридные устройства (с Android и Windows в режиме двойной загрузки) и ряд экзотических платформ занимают около 1 %. Появление «операторских» планшетов провоцирует ценовые революции и ведет к становлению планшетов как предмета массового потребления, считают эксперты.

Глобальный рынок планшетов

По мнению аналитиков DisplaySearch, набирающие популярность планшетные компьютеры "откусят часть пирога" от доли рынка нетбуков. Средняя цена реализации нетбука к началу 2010 года снизилась с $400 до $300, рост объёмов реализации замедляется. На фоне этой тенденции планшетные компьютеры представляют для производителей и вендоров больший интерес: во-первых, они реализуются, в среднем, по цене от $400 до $800, и позволяют больше заработать, во-вторых, продажа сопутствующих приложений и электронных изданий позволяет извлекать дополнительную прибыль.

По прогнозам Gartner, мировой рынок персональных компьютеров, ноутбуков и нетбуков вырастет в 2011 г. на 15 %, в то время как рынок планшетов - на 181 %. Мировые затраты на планшеты в 2011 году могут составить $29,4 млрд по сравнению с $9,6 млрд по итогам 2010 года. При этом средний ежегодный прирост трат на мультимедийные планшеты ожидается на уровне 52 % до 2015 года. Согласно прогнозам IDC, в 2014 году продажи планшетных компьютеров достигнут 46 млн единиц. То есть среднегодовой темп роста в сложных процентах составит 57,4 %, а по сравнению с 2010 годом поставки увеличатся в 6 раз. Всего в 2014 году будет произведено 398 млн портативных компьютеров. Таким образом, если ожидания аналитиков оправдаются, доля планшетов составит среди этих устройств 11–12%.

Планшетники уже выпустили или в ближайшее время планируют выпустить практически все производители ПК и смартфонов: Dell, Asus, Lenovo, Toshiba, Sharp, HP, Samsung, HTC и другие, а также Google и Microsoft. При этом большинство устройств планируются на базе ОС Android. Планшетные ПК с ОС Android демонстрируют самый впечатляющий рост – их доля в  IV квартале 2010 года выросла в 10 раз – до 22%, гласят данные исследовательской фирмы Strategy Analytics. При этом доля первопроходцев – планшетов iPad от Apple, работающих на собственной уникальной ОС, сократилась до 75 % с 95 % в июле-сентябре. Эксперты прогнозируют, что через два года iPad будет занимать менее половины рынка.

Ключевые слова: МТС, 3G, Android