О клубе Новости Интервью 3G-устройства События Обзоры
03.05.2011

AC&M Consulting: доходы от передачи данных превысили доходы от SMS/MMS

AC&M Consulting выпустил свой ежегодный отчет по развитию российского рынка VAS-услуг. Одним из главных итогов 2010 г. для него стала глобальная смена тренда: доходы от передачи данных (37 %) в сотовых сетях России впервые и весьма значительно превысили доходы операторов от передачи SMS/MMS (31 %), а в дальнейшем доля данных будет только увеличиваться. Если говорить о развитии рынка сотовой связи в целом, то согласно новому отчету AC&M Consulting, общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) на 31 марта 2011 года в России составило 220,73 млн человек, что соответствует уровню проникновения 152 %. При этом, количество мобильных пользователей в Москве составило 34,56 млн человек при проникновении 203,5 %, а для Санкт-Петербурга - 12,997 млн человек при проникновении 205 %.

По данным AC&M Consulting, общий объем рынка VAS-услуг (Value Added Services - услуги, приносящие дополнительный доход) в России на конец IV квартал 2010 г. составил около 40,9 млрд рублей ($1,33 млрд), что примерно на 17,8 % в рублевом исчислении больше объемов рынка VAS-услуг на конец 2009 г. (34,72 млрд рублей или $1,077 млрд за аналогичный период 2009 г.). При этом, среднее ARPU по VAS-услугам к концу прошлого года в нашей стране увеличилось до 62,6 рублей ($2), а общая доля VAS в доходах операторов достигла 21,9 %. Под VAS-услугами в исследовании AC&M Consulting понимается SMS/MMS, трафик данных, контент-услуги и другие категории (VoIP, PTT, FMC и т.д.). Что касается распределения рынка VAS-услуг по доходам среди российских сотовых операторов, то на конец IV квартала 2010 года, доля «МегаФон» составляла 33,2 %, МТС – 31,7 %, «ВымпелКом» - 27,6 % (все остальные – 7,5 %). А лидерство «МегаФона» было обеспечено главным образом за счет опережающего строительства сетей 3G по всей России.

 

 

Распределение российского рынка VAS-услуг по операторам на конец 2010 г. Данные  AC&M Consulting.


Если сегментировать российский рынок VAS-услуг, то общие доходы от передачи контента на конец 2010 г. составили 10,95 млрд рублей ($357 млн) – 6,8 % рост к аналогичному периоду прошлого года. При этом, рыночная доля МТС здесь составила 36 %, доля «МегаФон» - 30 % и доля «ВымпелКом» (бренд «Билайн») – 29%. Совокупная доля остальных игроков сотового рынка России по сегменту передачи контента составила лишь 5 %.

Совокупные доходы российских сотовых операторов от передачи SMS/MMS достигли по итогам последнего квартала 2010 г. суммы в 12,7 млрд рублей ($413 млн) – что соответствует незначительному (1,68 %) росту в сравнении с концом 2009 г. МТС в этом сегменте занимает 31 % долю рынка, «МегаФон» - 29 %, «ВымпелКом» - 27 %, все остальные вместе взятые – 13 %.

Доходы от иных VAS-услуг (в исследовании AC&M Consulting они обозначены как Other VAS revenue и наиболее интересными из них являются VoIP, FMC, PTT, CSD, m-Commerce) к концу прошлого года составили 2,09 млрд рублей ($68,3 млн), показав рост к аналогичному периоду прошлого года в 59 %. Столь впечатляющий рост по сравнении с сегментами месседжинга и контента объясняется с одной стороны, зачаточным развитием самого направления, с другой – скорее всего, активизации оказания операторами VoIP-услуг. В этом сегменте «ВымпелКом» занимает 45 %, «МегаФон» - 35 %, МТС – 15 %, на всех остальных приходится лишь 5 % доходов этого сегмента.

Отдельно стоит рассказать об оставшемся сегменте VAS-услуг - передачи трафика (GPRS, WAP, Corporate Network), операторские доходы от которого в России на конец 2010 года достигли 15,19 млрд рублей ($495 млн), что по сравнению с 10,67 млрд рублей на конец декабря 2009 г. соответствует 42 % росту . Можно сказать, что это самый динамично развивающийся сегмент российского рынка VAS-услуг. И если рассматривать его распределение по операторам «большой тройки», то максимальную долю здесь занимает уже «МегаФон» - 39 %, далее следует МТС с 32 % и «ВымпелКом» с 25 %, на всех остальных игроков приходится 4 % рынка. Таким образом, на российском рынке VAS-услуг в течение 2010 г. произошла глобальная смена тренда: теперь наибольшая часть доходов здесь генерируется в сегменте передачи данных, выросшем с 30 % в 2009 г. до 37 % к IV кв. 2010 г. Одновременно с этим, доля сегмента SMS/MMS, долгие годы бывшего основным cashcow для сотовых операторов на этом рынке за прошлый год снизилась с 36 % до 31 % к концу 2010 г. и тенденция ее снижения в дальнейшем неминуемо и бесповоротно продолжится. Глобальный телекоммуникационный рынок планеты постепенно меняется и волна этих изменений докатилась в 2010 г. и до России главным образом, за счет развития сетей 3G и в особенности оператором «МегаФон».

 
Рыночные доли сотовых операторов на рынке VAS-услуг в сегменте передачи трафика. Данные AC&M Consulting

Что касается развития сотового рынка России в целом, то общее количество абонентов МТС на конец марта 2011 года по всем странам присутствия (Россия, Украина, Узбекистан, Туркменистан, Армения, Белоруссия) составило 108,54 млн человек, что на 476 тыс. человек больше, чем на конец декабря 2010 г. При этом, абонентская база оператора по России за I кв. 2011 г. практически не изменилась: 71,461 млн абонентов на конец марта в сравнении с 71,441 млн в конце декабря 2010 года. Для Москвы соответственно этот показатель составляет 13,4 млн абонентов на конец марта (на 220 тыс. абонентов меньше конца декабря прошлого года). Таким образом, за I кв. абонентская база МТС в столице также не претерпела практически никаких изменений.
Говоря о втором по величине операторе сотовой связи на территории СНГ – компании «ВымпелКом» (бренд «Билайн»), то его совокупная абонентская база по 7 странам присутствия (Россия, Украина, Таджикистан, Казахстан, Армения, Грузия, Киргизия) без учета присоединенных активов в рамках сделки с Wind Telecom (см. материал рубрики «Билайн» на 3Gclub от 25 апреля 2011 г.) на 31 марта 2011 г. составила 93,56 млн человек – что на 1,54 млн абонентов больше, чем на конец декабря 2010 г. Сравнивая результаты исследования AC&M Consulting, то за первый квартал 2011 года абонентская база «Билайн» в России также выросла главным образом за счет регионов (52,99 млн человек на конец марта, что на 0,97 млн абонентов больше декабря 2010 г.). При этом, число абонентов «Билайн» за I кв. 2011 г. в Москве также практически не изменилась – 12,24 млн человек на конец марта в сравнении с 12,134 млн абонентов на конец декабря 2010 г.

 

 

Так или иначе, но в России на втором месте по размеру абонентской базы уже прочно закрепился «МегаФон» - на 31 марта 2011 г. он имел 56,46 млн человек. Интересно, что абонентская база оператора за три месяца I кв. 2011 г. не выросла, что весьма удивительно, учитывая интенсивный рост «МегаФон» 2010 года, немного сократившись: на конец декабря 2010 г. он имел в России 56,6 млн человек. В Москве абонентская база «МегаФон» также остается стабильная по итогам трех первых месяцев 2011 года: 8,25 млн абонентов на конец марта 2011 года и 8,15 млн человек в конце декабря прошлого года. В то же время, общая абонентская база «МегаФона» по четырем странам присутствия (Россия, Таджикистан, Абхазия, Ю. Осетия) на 31 марта составила 57,133 млн человек (на 68 тыс. меньше, чем на 31 декабря 2010 г.).

В целом, сотовый рынок Москвы на конец марта 2011 г. по версии AC&M Consulting выглядел следующим образом: общее количество мобильных пользователей в Москве составило 34,56 млн человек при проникновении 203,5 %, что на 400 тыс. меньше конца декабря 2010 г. Здесь сосредоточено 13,4 млн абонентов МТС, 12,24 млн абонентов «Билайна» и 8,25 млн абонентов «МегаФона». 

 

Сотовый рынок Санкт-Петербурга на конец марта 2011 г. по версии AC&M Consulting насчитывал практически 13 млн абонентов (12,997 млн), показав рост по итогам I кв. 2011 г. на 104 тыс. человек (0,8 %). Что касается роста абонентской базы, то 64 % новых подключений в марте обеспечил «ВымпелКом», а остальные 35,4 % - Tele2. При этом, у МТС и «МегаФон» в Санкт-Петербурге был даже зафиксирован отток абонентов. 

Четвертым крупным игроком в России по-прежнему является Tele2, абонентская база которого в 37 регионах страны к концу марта 2011 г. достигла 18,98 млн человек, что на 546 тыс. больше конца декабря 2010 г. К этому стоит добавить еще 308 тыс. абонентов Tele2 в Казахстане (на 92 тыс. меньше конца декабря 2010 г.).
Кроме того, ключевым изменением марта 2011 г. на рынке России стала интеграция сотовых активов МРК «Связьинвест» в объединенный «Ростелеком», - впервые в отчете AC&M Consulting указывается совокупный результат четырех «дочек» - компаний «Уралсвязьинформ», «Сибирьтелеком», «Волгателеком», «Дальсвязь». Таким образом, «Ростелеком» стал пятым сотовым оператором по размеру абонентской базы в России с 12,8 млн человек, что на 300 тыс. больше февраля 2011 г.
Таким образом, на оставшихся региональных операторов России остается 8,036 млн абонентов и они распределилась следующим образом. Наиболее крупным из оставшихся операторов является СМАРТС с абонентской базой на конец марта 2011 г. в 2,5 млн человек, далее следует «Сотовая связь МОТИВ» с 2 млн абонентов, «Новая телефонная компания» (1,54 млн абонентов) и CDMA-оператор «Скай Линк» (1,42 млн абонентов), чью абонентскую базу «Ростелеком» решил пока не консолидировать со своими сотовыми активами.

 

 
 

 

Ключевые слова: Билайн Москва, 3G, МегаФон Москва, МТС Москва, GPRS Internet, Tele2, SMS, сотовая связь, USB-модем, МегаФон Северо-Запад, Билайн Петербург, МТС Петербург, СкайЛинк Петербург, AC&M Consulting, СкайЛинк Москва