О клубе Новости Интервью 3G-устройства События Обзоры
20.10.2010

J’son & Partners Consulting: рынок социальных сетей России в 2008-2015 гг.

J’son & Partners Consulting представил основные результаты исследования рынка социальных сетей в России, проведенного в сентябре 2010 года. По оценкам аналитического агентства, активная аудитория социальных сетей в России в 2009 г. составила 31 млн пользователей, что на 38% больше показателя 2008 г. Доля аудитории Интернета, пользующейся социальными сетями, постоянно возрастает и, по прогнозам J’son & Partners Consulting, достигнет к концу 2015 г. 76,5% от общего числа интернет-пользователей в среднем.

Увеличение уровня проникновения Интернета в России остается одним из основных драйверов роста аудитории социальных сетей, однако не единственным. Социальные сети становятся все более популярными среди интернет-пользователей всех возрастов, поскольку являются унифицированной площадкой, позволяющей заводить знакомства, общаться со своими друзьями и родственниками, а также приятно проводить время, играя в социальные игры, объединяясь в группы по интересам и используя развлекательные сервисы.При этом, J’son & Partners Consulting ожидает дальнейший рост аудитории игр в социальных сетях: в 2009 году каждый третий пользователь социальной сети играет в игры, в то время как в 2015 году уже каждый второй пользователь будет являться игроком в социальные игры.

Объем рынка социальных сетей в России
По оценкам J’son & Partners Consulting, в социальных сетях России объем рынка игр и платных сервисов в 2009 году составил $105 млн. По нашим прогнозам, рынок социальных сетей будет расти быстрыми темпами и к 2015 году достигнет $1 506 млн. Доля доходов от продажи виртуальных товаров/услуг снизится с 73,2 % в 2009 году до 65,4 % в 2015 году, в то время как доля доходов от игр и приложений достигнет 34,6 %. По прогнозам компании, доля пользователей социальных сетей, платящих за виртуальные товары/услуги, достигнет 25,7 % в 2015 году по сравнению с 8,5 % в 2009 году. Основным объяснением такой тенденции является рост популярности онлайн-платежей. Сейчас пользователи в основном оплачивают виртуальные товары/услуги и игры в социальных сетях посредством SMS, однако платежные системы приобретают все большую популярность в России. Переход от SMS-платежей на платежные системы (такие как банковские карты и электронные деньги) или уменьшение комиссий по SMS-платежам принесут дополнительный доход социальным сетям. Запуск неигровых приложений, например, платного телевидения, музыкального и видео контента, наряду с совершенствованием пользовательского интерфейса также могут существенно увеличить долю платящих пользователей.

Факторы роста интернет-аудитории

В ближайшие пять лет следует ожидать роста рынка социальных сетей в России. В качестве факторов, способствующих развитию рынка, можно выделить следующие: в конце 2009 года проникновение ШПД по домохозяйствам в России составило 30%, а к 2015 году может достигнуть 63 %. Кроме того, - расширение функционала социальных сетей, разработка новых приложений, улучшение существующих сервисов, персонализация. Далее это появление API (Application Programming Interface) для внешних сторон (разработчики приложений, сайты, клиенты и т.п.) и интеграция с внешними сайтами. API для внешних сторон позволяет независимым ресурсам взаимодействовать с пользователями социальной сети, запускать для них приложения и дополнительные сервисы на своей стороне, а также привлекать новую аудиторию. Развитие платежных систем, в т.ч. рост проникновения банковских карт, распространение платежных терминалов, увеличение популярности оплат электронными деньгами.
Основными барьерами развития рынка онлайн-игр в России являются: низкий уровень проникновения сети Интернет в регионах: для сравнения, в Москве 62% домохозяйств имеют доступ к сети Интернет, а в регионах – всего 26 %. Относительно высокая стоимость телекоммуникационных услуг в регионах, а также все еще низкий уровень доверия к платежным инструментам и их слабое развитие, высокая доля SMS (характеризующихся большими комиссиями) в структуре платежей.
Но несмотря на существующие барьеры развития влияние факторов роста, по мнению J’son &Partners Consulting, приведет к росту рынка социальных сетей до $1,5 млрд к 2015 году.

Источник: J’son &Partners Consulting